А знаете ли вы, что...

Порховская легенда

Читать далее, Все факты
Отправить свой факт

Колонка редактора

Оксана Зильберборд

Что подарить на Новый год?

Подарки для всех близких людей можно изготовить своими руками. К примеру, можно сделать декупаж на шкатулке, свече, разделочной доске, бутылке с шампанским. Можно...

Все статьи раздела

Эксперты – о режиссерской лаборатории «Театр про писателей»

Вот и закончился июньский лабораторный  марафон в нашем театре, во время которого на суд зрителей и  беспристрастного жюри  театральных критиков – Жанны Зарецкой, Нияза Игламова, Оксаны Кушляевой.

Сегодня предоставляем заключительное слово нашим уважаемым экспертам:

Оксана Кушляева, театровед, театральный критик, г. Санкт- Петербург:
«Что уже  заранее было интересно в  нынешней лаборатории – то, что выбрана не самая распространенная тема: «Театр и писатель». Все мы знаем, как к юбилеям наших классиков ставятся так называемые «датские спектакли», которые чаще всего бывают проходными, дежурными. Эскизы лаборатории, мне кажется, заставили посмотреть на жизнь наших классиков по-новому, открыть какие-то фантастически удивительные вещи в их биографиях и творчестве. Взять хотя бы историю жизни Ивана Андреевича Крылова, «рассказанную им самим» в эскизе «Нави Волырк, капитанский сын»! Что мы знали о великом баснописце до этого? А ведь такие пьесы  - это еще и  отличный способ рассказать историю страны через конкретную личность.
Конечно, имела место и некая режиссерская несмелость, например, в эскизе «Последняя игра Пушкина». Но это вопрос времени, начало положено, вирус интереса к этой непростой литературной теме привит – и труппе, и зрителям. А эскиз «Пленные духи»! Это уже готовый спектакль, берите и ставьте. Это двойная победа. Во-первых, это очень зрительская постановка, смешная, остроумная театральная история. С другой стороны, это возвращение подзабытой, в свое время очень популярной пьесы братьев Пресняковых. Сегодня она звучит точнее, чем двадцать лет назад, когда она была написана. Я думаю, такой спектакль будет подарком не только псковичам, но и всей театральной России. Это же история не только о Блоке, Андрее Белом и их отношениях с Любовью Дмитриевной Менделеевой, это история о всех прекраснодушных талантливых безумцах, которых затем поглотила страшная эпоха.

Удачной заявкой на зрительский спектакль считаю и эскиз Семена Серзина «Свидетельские показания», в котором речь тоже идет речь о писателе, но уже современном. Человек выпал из окна, а люди, которых опрашивает невидимый следователь, оказывается, знали его с какой-то одной стороны, очень поверхностно. Вот вам пожалуйста, тема для размышлений о нас сегодняшних, не помнящих, не слышащих тех, кто рядом.

Еще замечу, что лаборатория – это всегда хорошая проверка  профессиональной слаженности всех служб театра. В этом отношении Псковский театр меня хорошо удивил – все цеха так четко работали, как завод, в кратчайшие сроки выполняя все, что надо режиссерам. Мы не увидели ни каких-то швов, ни нестыковок. Не было и рутины. Казалось, что все идет очень легко, хотя за этой кажущейся легкостью стоял огромный труд. И прежде всего это относится к артистам, которые так великолепно справились со своей задачей за такие сжатые сроки. Чувствовалась огромная творческая самоотдача не только от молодых актеров, но и от мэтров сцены. Это высокий профессионализм, несомненно, почувствовали и оценили зрители. Так что лаборатория – это еще и мощный рычаг привести зрителя в театр!  

Жанна Зарецкая, театральный критик, журнал «Театр», Санкт – Петербург: Большинство эскизов получилось с колоссальным КПД! 

Когда по всей стране  проводится такое огромное количество театральных лабораторий, как сейчас, приходится выбирать, куда поехать, а куда нет. Хочется ведь почерпнуть что-то интересное для себя, увидеть новое. Мне показалась эта тема – театр про писателей – достаточно провальной, потому что сейчас почти нет хороших пьес про писателей. И вообще, когда тема ограничивает возможности театра, это и тяжело, но в то же время  и очень интересно, так как сразу начинается мощная работа по поиску новых творческих решений.  Мне  захотелось узнать, как театр и мой давний коллега, друг, арт-директор Андрей Пронин, предложивший эту тему, справятся с этим, и я приехала. И не пожалела об этом.
 Во-первых, похвалю афишу лаборатории, в которой содержится много информации, разъясняющей, что же увидят зрители.
 Во-вторых, из всех пяти представленных нам эскизов только один был неудачный, но и то, из него есть что вытянуть. Я имею в виду «Последнюю игру Пушкина». Эта история-перевертыш, в которой Пушкин в свои предсмертные дни оказывается не жертвой великосветского заговора, а наоборот, главным героем, «дергавшим всех за ниточки». И она, мягко скажем, не удалась. Но, как говорит герой в «Юноне и Авось»: «Авантюра не удалась, за попытку – спасибо!»
Остальные эскизы имеют колоссальный КПД. В них мы увидели и неожиданное решение текста, и игру великолепно раскрывшихся актеров. Да,  хоть и имел место несколько лукавый ход режиссера эскиза «Невидимки», за который я поставила три балла и что меня несколько расстроило. Лукавый – потому что акцент был сделан на женские слезы, на то, что «жена художника – это большое горе». Все и увидели несчастных женщин писателя Солженицына, и только. А «невидимки» ушли куда-то на периферию. А ведь это очень важная тема, забытая ныне: кто на самом деле эти люди, которые в в послеоттепельные  годы занимались хранением и переправкой самиздата, какая страшная цена ими за это заплачена. Но я знаю Константина Солдатова как умного, глубокого режиссера, думаю, он немного изменит акценты и вернет на первый план «невидимок». И еще получится, может быть, очень хороший спектакль, недаром он занял второе место.

 В «Нави Волырк», эскизе о Крылове, все мы открыли для себя актера Сергея Попкова, его блистательную игру. Да, да, случилось открытие, а я люблю в театре удивляться. Да и сам спектакль молодого режиссера Елены Павловой получился целостным, в одной тональности. Как в хорошей, добротной музыкальной партитуре. Ну, а «Пленные духи» Айрата Абушахманова   и «Свидетельские показания» Семена Серзина - это несомненные удачи лаборатории, которые вполне могут вырасти в полноценные спектакли.
Сеня Серзин порадовал, как четко и быстро в эскизе выбрал путь поиска прототипов свидетелей, тем самым сделав акцент на портрете общества, а не главного героя. Я  до этого видела спектакль «Свидетельские показания» в другой интерпретации. Пусть  эти образы прорастут, и получится такой полноценный портрет общества.

Порадовали и «Пленные духи» Айрата Абушахманова. Пока это спектакль сделан на ремесле режиссера, то есть на его наработанной технике. Вообще, башкирский театр, я вам скажу, это удивительное явление в нашей стране, в нем есть своя поэтика, своя связь корневая с национальной мифологией. Поэтому и спектакль получился таким легким, свободным, в нем много юмора, точных деталей, мастерски показан внутренний мир художников.
Но еще есть куда расти и есть куда углубляться. У Псковского театра большое будущее, грандиозные планы, так что впереди, я думаю, всех нас ждет еще много чего интересного».

По информации Театрально-концертной дирекции

просмотров: 39


Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Нет комментариев
Написать комментарий (Для пользователей VKontakte)

Поиск по разделу



Календарь

« Октябрь »
ПН 7142128
ВТ18152229
СР29162330
ЧТ310172431
ПТ4111825 
СБ5121926 
ВС6132027 
Терминатор: Генезис 3D (12+)
ILYA666: Фильм отличный, но если вы хотите его посмотреть настойчиво не рекомендую смотреть его в "Октябре". Заплатив 300 рублей за билет вы получите 2часа размытого изображения и не одного эффекта 3D.
Прогулки на теплоходе Александр Невский
Andrey: http://vk.com/id171439707 - вот вам контакт
Прогулки на теплоходе Александр Невский
edgile: Контактная персона кто как позвонить.Пожалуйсто???
Тихоокеанский рубеж
Милочка: Во время фильма постоянное ощущение, что где то ты это уже видел - микс из фильмов - Аватар, немного Кинг-Конг и Годзилла, ну и конечно Живая сталь. Если это ваши любимые фильмы то это для вас.
Железный град
Александр Ярило: Программа "Железный град 2013г." 3 августа, суббота. 13.00-20.00 Средневековая ярмарка. Историческая харчевня. Интерактивные площадки. 13.00 Торжественный проход и построение участников. Представление клубов. 13.30- 17.00 Массовое сражение, дефиле исторического костюма, пеший турнир. 15.00 Турнир лучников. 17.00 Конные состязания. 18.30 Бугурт. 20.00 Концерт фолк-групп. 4 августа, воскресенье. 11.00-15.00 Средневековая ярмарка. Детская площадка. 13.00- 14.30 Конный рыцарский турнир. 14.30- 15.00 Средневековая музыка.
Железный град 2013
Александр Ярило: Продажа билетов на Железный град 2013г. https://valor-ages.ticketforevent.com/
Железный град 2013
Александр Ярило: Схема фестиваля Железный град 2013 http://valor-ages.ru/skhema-festivalya-zheleznyy-grad..
Тихоокеанский рубеж
artem991: всем советую)
Одинокий рейнджер
artem991: всем советую)
Кадры
artem991: всем советую)
OK