Мистический сон пиковой дамы
Пиковая дама – одно из популярнейших мистических произведений, которое считается классикой. Уж сколько было различных постановок. С одной из них псковичи познакомились 5 февраля.
Мистический анекдот «Пиковая дама» в постановке Государственного драматического театра «На Литейном» под руководством главного режиссёра Игоря Ларина открыл ХХ Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль.
Полный зал, гаснет свет, начинается представление… Как это описать? Скорее как сон… очень странный сон – сон затемпературившего человека. Сам спектакль оставил смешанные впечатления: казалось бы, по отдельности всё практически идеально, но вместе как-то долго и неоднозначно - режиссёр дал волю фантазии.
«У меня всегда внутри было желание похулиганить. Но это хулиганство уважительное и очень трепетное. Это не хулиганство-разрушение, а именно хулиганство в духе автора», - отметил художественный руководитель театра, главный режиссёр Игорь Ларин.
Первое на что стоит обратить внимание - прекрасные декорации: приглушённый свет и даже некий туман на сцене, занавес, на который транслируются старые фотографии Петербурга, люстра опускается, поднимается, шатается. А чего стоят беснования актёров на огромной зелёной скатерти, которая кажется волнующимся морем? «Ну и накрутил», - комментировали работу режиссёра представители Псковской театральной жизни, сидящие позади.
Ощущение таинственности и мистики усиливалось потрясающей музыкой, которая идеально подходит к каждой сцене! Несмотря на звучавшую критику музыкальной подборки, на мой взгляд, это 100%-ное попадание.
Прекрасную игру показали актёры. Особые похвалы старой графине в исполнении Веры Миловской – очень натурально она играла «тронутую» старушку. Стоит отметить и девушку в бордовом, судьбу – рассказчика, которая открывала и закрывала спектакль, что-то попутно нашёптывая Герману и помогая ему общаться с Лизой. Она мне напомнила Багиру из Маугли своей напевной речью.
Ну и самое сладкое – мистические моменты: свечи на люстре, вспыхивающие при взмахе веера, разорванное письмо, которое вновь становится целым и оживающая кукла. На ней хочется остановиться поподробнее – кукла размером с ребёнка, с белым лицом, в парике и камзоле. Абсолютно понятно, что это именно кукла. Как же было странно, когда она, упав с парапета, вдруг встала и пошла! Позднее, разговаривая со зрителями и слушая обсуждения стоящих рядом, я поняла одно: отношение к спектаклю разное, но кукла смутила всех!
У меня лично родилась ассоциация с куклой Чакки, несмотря на их внешние различия. Было ощущение жутковатости от этого белого лица, неподвижных рук, молчания. Брр…
Сложно представить, что над постановкой работали всего 2 месяца! Слишком она сложна и необычна. И может не случайно с Александром Безруковым, исполняющим роль Германа, мистические происшествия случаются именно во время этого спектакля?
О своей роли актёр сказал так: «Роль затратная - со сцены выхожу и рубашку можно выжимать. Она не из тех ролей, которую можно сыграть одной левой, да и не надо так играть - сцена моментально мстит».
По словам Александра Безрукова, Герман очень одинок и изначально не принимаем обществом. С одной стороны ему не хочется быть изгоем, а с другой он не хочет вливаться в это общество.
«Я люблю своего Германа, - говорит актёр. - Мне его жалко и хочется, чтобы зритель его если не полюбил, то хотя бы посочувствовал ему. Как любой молодой человек с комплексами он хочет показать, что он гораздо лучше, умнее. На этом он и погорел, поскольку всю свою жизнь направил не туда, куда надо было её направить».
Сочувствия я не испытала, но никогда я ещё не уходила со спектакля со столь противоречивыми чувствами! Пожалуй, именно сочетание мистического света, музыки, иногда странных танцев, больше похожих на беснование и создало ощущение сна, как будто весь спектакль пригрезился и главному герою и нам самим.
07.02.2013, Наталья Ефимова, все статьи автора
Твитнуть |